СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ: КОНЦЕПЦИЯМИРОВОЙ ТИМОДИНАМИКИ
Статья была написана 2003 году обращаем внимание на график прогноза
Аминев Г.А, Спивак С.И., Аминев Э.Г.,Ван Чинь (г. Пекин),
В начале 21 века проблема толерантности превращается в ключевую для сохранения цивилизаций (Bush J., 2002; Путин В.В., 2002). Нетерпимость людей чаще сводят к менталитету - складу ума, мироощущения и мировосприятия (Ильин В.В., Панарин А.С., 1994; Асмолов А.Г., 2001). А между тем ум - только одна составляющая психики, Эмоции и Воля - другие (Богоявленская Д.Б., 1971; Иванников В.А., 1991; Ильин Е.П., 2000). Психология терроризма не может рассматриваться вне этого контекста (Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б., 1996; Ольшанский Д.В., 2002). В этой связи представляется логичным ввести понятие тимолитета ((с) Аминев Г. и Э., thymos - дух, душа) как способ эмоционального, силового решения социальных и мировых проблем.
Великий евразийский историк Л.Н. Гумилев для объяснения исторической динамики ввел понятие пассионарности, или «биоэнергетической доминанты - способности развить величайшее напряжение и идти на риск, вплоть до самоубийства». Это и позволяет расширить представление о тимолитете понятиями: тимолитарного напряжения, зон тимолитарного риска, тимолитарной личности, сокращенно тимолитария, тимолитарной массы и тимолитарной динамики (Г. и Э. Аминевы), что дополняет, возможно, не столь популярную концепцию социальной психофизиологии (Кайтуков В.М., 1997).
Эти представления близки к комплементологической доктрине Умникова В.Н. (1999), президента Академии проблем сохранения жизни и теории типов цивилизации (Бабурин С.Н., 1997; Морозов Е.В., 1997; Гудожник Г.С., 1999; Рогозин Д., 2001; Жириновский В.В., 2001; и др.) и служат психофизиологической конкретизацией комплементологической доктрины Умникова В.Н. (1999), президента Академии проблем сохранения жизни. Но тимолитарная концепция объясняет и цивилизационную динамику.
Так, рост локальных конфликтов и терроризма может быть результатом нелинейной динамики, вхождения в зону аттрактора, формирования тимолитарного всплеска, а физически объясняться влиянием космической или солнечной активности (А.Л. Чижевский, 1928).
Например, войны в России - крестьянские, гражданская, массовые репрессии, нынешняя чеченская война могут быть отражением внутренней тимодинамики общества, не способного найти созидательные решения (Б.И. Хасан,1991). С позиций такой теории нет отличия между Б. Ельциным и А. Масхадовым - оба тимолитарии.
Поэтому вопрос ставится глобально: существует ли мировая динамика тимолитарного напряжения? Каковы ее движущие силы? Они случайны, или же это закономерный результат нелинейных колебаний неравновесной общественной системы в синергетических моделях И. Пригожина - В.А. Садовничего, или больших циклов Н.Д. Кондратьева - С.Ю. Глазьева?
Существуют две модели: 1) концептуальная; 2) темпоральная (временная). В первой изучаются особенности модели, определяющие пики тимолитарной массы, во второй - прогнозируются сроки. Подчеркнем методологическую связь этого проекта с опытом построения математической теории исторической динамики акад. Фоменко А.Т., 1996 и его учеников (Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Импери. Русь, Турция, Китай, Европа, Египет. Новая математическая хронология древности. -М.: Факториал, 1996. -752 с.): разница в том, что в работах названной школы применяются вероятностные методы, в данном сборнике - аппарат нелинейной динамики (Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., 1997; и др.).
Цель данного сообщения - построить концептуальную модель тимодинамики. Рассчитать параметры.
Методика.
Вводим основные блоки состояния населения (народа):
· Х - нетерпимость (интолерантность). На основе теории парабиоза Н. Введенского - Л. Васильева мы полагаем, что интолернатность имеет три стадии: 0- норма, 1 - тревога, беспокойство, 2 - раздражение, ненависть, 3 - апатия (лучше обозначить через минус 1). Этот показатель мы может определить эмпирически путем опроса экспертов. Предполагается, что нетерпимость обладает положительной обратной связью:
Х= а ÞХ;
· Z - страх перед властью. Предполагается, что страх Z подавляется нетерпимостью Х, обладает самоусилением, вытормаживается активностью (правило ликвидации паники), а также путем экзальтирования совместным влиянием Х*Y:
Х= -в Þ Z;
Z = d Þ Z;
Y = -g Þ Z;
ХY =- f Þ Z
. · Y - активные действия против власти, вторая стадия политического стресса. Предполагается, что Y формируется под влиянием нетерпимости Х, ослабления страха Z:
Х =с Þ Y;
Z = - g1 Þ Y.
Как видим, из второй стадии политического стресса (раздражение, злость) активные действия в конептуальной модели мы вывели в отдельный блок, так как они зависят не только от стадии стресса, в которой находится фрустрант, но и от контролирующей силы страха перед властью.
· Q - тимолитарная масса. Рассчитывается Q = Y*N, где вовлеченность массы людей N вводится экспериментально на основе опроса экспертов.
Переводим импликации в разностные уравнения:
DХ = аХ (нетерпимость); (1)
DZ = -вХ - gY - fXY (страх перед властями); (2)
DY = сХ + еZ (активное противодействие властям). (3)
Задача модели рассчитать параметры, а затем предсказать какими особенностями общества обусловлены пики социальной активности Y населения, а затем вычислить Q = Y*N тимолитарную массу.
Из (3) имеем:
D2Y = сDХ + еDZ; (4)
D2Y = с аХ + е(-вХ - gY - fXY);
еgY = - D2Y + (са -ев)Х -еfXY; (5)
Отсюда:
Y = - (1/еg)D2Y +((са -ев) /еg )Х - f/еg XY;
Y = - (1/еg)D2Y +((са -ев) /еg )Х - f/еg XY;
Y = aD2Y +bХ +c XY - d, (6)
где a= - (1/еg);
b= (са -ев) /еg;
c= - f/еg.
Q = Y*N.
Перезапишем (6) в виде дифференциального уравнения мировой тимодинамики:
aY”+bХ - Y +c XY = d, (7)
Наиболее важный факт, выданный моделью состоит в том, что при сохранении нынешнего курса России к 2010 г. наступит усталость народа (третья стадия стресса по Г. Селье), и на следующий 2011 г. произойдет «взрыв» тимолитарного напряжения, опасный не только для России!
Коррупция, присвоение ренты, вывоз капитала зарубеж, сопровождаемые ростом бедности и нарушением прав человека, могут дестабилизировать ситуацию и в ближайшее десятилетие породить серьезный социальный кризис в России.
На заре перестройки мы выступили с докладом на философской конференции России «Перспектива гражданской войны в Башкирии», и в первом номере «Известий Башкортостана» (1089) нас назвали «разбушевавшейся помойкой». Поместили предложения осудить вплоть до расстрела. Надеемся, что данное сообщение не будет воспринято столь болезненно.
Следует помнить предостережение Э. Фромма (1957, с. 26; опубликовано 1999): «Неведомое соотносится с нашим умом, а потому в какой-то степени неведомое и ум должны обладать общей природой и поддерживать молчаливое общение друг с другом».
Тимодинамика и менталитет - это неведомое и ум, которые нам необходимо согласовать ради общего благоденствия.
Выводы.
1. Всемирно признанное понятие менталитета дополнено новой категорией тимодинамики как рационально - силового решения глобальных мировых проблем и государства.
2. Получено уравнение мировой тимодинамики МТД в виде нелинейного дифференциального уравнения:
aY”+bХ’ - Y +c XY = d,
где Y - стадии нетерпимости народа к правительству по теории общего стресса Г. Селье и Y - показатель тимолитарного напряжения.
3. Установлено, что уравнение МТД с учетом биоритмов 11-12 лет по А.Л. Чижевскому(1926) - d = A sin (2p/T)t + B cos (2p/T)t, удовлетворительно описывает эмпирику исторических событий и позволяет строить вероятностные прогнозы психо-эмоционального напряжения.
4. Модель предсказывает риск роста тимодинамики с 1999 по 2002 г. (!?, пик напряжения), затем спад к 2004 (срок перевыборов президента В. Путина) и вновь нарастание внутреннего напряжения к 2006 г. Т.е. В. Путину в период вторых выборов будет сопутствовать тимолитарное спокойствие.
5. Для оценки правильности прогноза - наличия или отсутствия пика 2002 г. тимолитарного напряжения, обусловленного каким-либо чрезвычайным событием, осталось ждать немного: не более года.
6. Если правительство России не примет антикризисную программу, к 2010 г. нас ожидает глубокая апатия нации, за которой в 2011 году может нежданно последовать предъагональный всплеск тимолитарного напряжения!
7. Согласно преамбуле и ст.2 Североатлантического договора, Вашингтон, от 4.04.49 г. целью НАТО является укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. Поэтому сотрудничество НАТО с Россией, оказание действенной помощи является стратегической задачей не только России, но и Запада.
8. Вместе с тем заявления администрации США о высших ценностях и их особой миссии по экспорту демократии на планете с «правом», если понадобится, применения военной силы не должны стать заменой ушедшей «коммунистической» риторики о мировой революции в худшем, опасном для человечества исполнении. По той «простой причине», что никто, ни один народ не просил коммунистов, а ныне США «осчастливить» его своим вмешательством.
Согласно законам нелинейной логики поведение глобалистов США 21 в. напоминает образ мышления и действия «коммунистических вождей» 20 в.
9. Уравнение мировой тимодинамики может быть применено для прогноза тимолитарного развития и самих США. Если в России угроза тимолитарного риска локальная, то высокий тимолитарный потенциал США может иметь глобальные последствия для человечества и народа США.
Изложенная концепция требует уточнения с использованием психолого-биологических данных из разных регионов мира. Потому что, как писал лауреат нобелевской премии И. Бунин, с. 155: «Если тот, кто должной мерой мерит, Наши знанья, судьбы и года? /Собр. соч. в четырех томах. - М.: Правда, 1988. - Т.1. - 478 с.
P.S. В новостях учестились новости подобной той что приведена ниже
Татарстан: оскорблять русских в России можно безнаказанно?
Российская блогосфера буквально кипит негодованием: 9 июня в сети появилась информация о том, что известная кувейтская тележурналистка и политик Салва аль-Мутаири предложила в качестве меры по укреплению мусульманских семей узаконить секс-рабство. В качестве наложниц, при помощи которых планируется ублажать арабских мужей, Мутаири предложила использовать захваченных в ходе боевых конфликтов немусульманок, в частности русских женщин, "попавших в плен в ходе боевых действий в Чечне".
Несмотря на явную провокационность и глупость кувейтской тележурналистки, свой повод для скандала, связанного с тележурналистикой, появился в Татарстане, который в последнее время все чаще называется "мусульманской республикой" даже в федеральных масс-медиа (хотя в республике около 40% населения - русские и не факт, что остальные 60% именно мусульмане). Правда, скандал не имеет отношения ни к исламу, ни к профессиональной журналистике, а скорее - к бытовой ксенофобии, которой в Татарстане, как выяснилось, страдают сотрудники ведущих республиканских СМИ.
Как сообщало ИА REGNUM, сотрудница телеканала "ТНВ" ("Татарстан Новый Век") на пикете в защиту русского языка, состоявшегося у парламента республики 9 июня, вступила в спор с участниками. По словам пикетчиков, журналистка назвала русских "оккупантами, которым не место в республике". Кроме того, она пообещала им "перегрызть горло любому за родной татарский язык". Этот акт разжигания межнациональной розни вызвал возмущение собравшихся, которые обратились в милицию и прокуратуру с просьбой привлечь журналистку к ответственности.
Несмотря на то, что сотрудница телекомпании отказалась представиться, ее данные быстро нашлись. Как выяснилось, это "лицо телеканала ТНВ" - телеведущая программы "Татарстан хәбәрләре" ("Новости Татарстана") Эльмира Исрафилова.
"Мы уже оставили без заявлений события 16 и 30 апреля, - сообщила ИА REGNUM одна из организаторов пикета ""Верните детям право изучать родной русский язык" Екатерина Беляева. - Тогда татарские националисты без церемоний заявились на наши митинги, провоцировали участников, пытались сорвать проведение мероприятий. Теперь мы намерены добиться суда над Исрафиловой за "высказывания, унижающие честь и достоинство" пикетчиков и "высказывания, носящие экстремистский характер". Я даже не хочу называть Исрафилову журналисткой, поскольку подобное поведение неэтично для журналиста. Такие взгляды, когда представителей того или иного народа, живущего на своей земле на протяжении столетий, называют "оккупантами" и грозят им физической расправой, в принципе, недопустимы. Понятно, что все люди разные и, к сожалению, у некоторых встречаются и такие крайние взгляды. Однако подобные заявления от представителя СМИ сами по себе дискредитируют дело, которым он занимается".
По информации, полученной ИА REGNUM от заместителя генерального директора и главного продюсера телекомпании "ТНВ" Миляуши Айтугановой, Исрафилова уже отстранена от работы на телеканале, но не признается в своих заявлениях и угрозах.
Тем временем, не только русские, но и представители татарской общественности единодушны в своем осуждении поступка телеведущей. "Это какая-то глупость говорить так о русском народе, - считает руководитель администрации Исполкома Всемирного конгресса татар Миляуша Гумерова. - Думаю, со мной согласятся все члены нашего конгресса. Нельзя добиваться процветания одного народа за счет другого, унижая или ущемляя его права и достоинства. Мы живем в многонациональной стране, наши народы издревле жили дружно и добрососедски, нужно укреплять то, что имеем, а не разрушать".
"Для нынешнего времени такое определение неприемлемо, - дал более дипломатичную оценку произошедшему событию первый заместитель председателя ДУМ Татарстана Абдулла-хазрат Адыгамов. - Мы, как русские, так и татары живем в одном государстве, и должны приложить максимум усилий для достижения общих целей. Если русская общественность защищает право своих детей обучаться русскому языку, то, в свою очередь, татарская говорит о проблемах татарского языка. И здесь, чтобы достичь компромиссного решения, нам всем нужно быть более гибкими".
"На сегодняшний день нет более близкого народа русским, как внешне, так и по менталитету, чем татары, - считает коллега Исрафиловой, спортивный журналист Джаудат Абдуллин. - До того как стать журналистом, я работал проводником. Так вот, некоторые пассажиры, привыкнув к расхожему образу татарина, как смуглого и раскосого человека, просто не могли поверить что я - светловолосый, белокожий, без акцента говорящий на русском языке - татарин. А ведь в моей крови совсем нет славянских примесей. И дело не в том, что мои предки не любили русских и поэтому не роднились с ними: просто они жили в татарской деревне, где русских не было. А я "вырвался" в город и, так получилось, что женился на русской, мой ребенок русский наполовину. Найти различия между людьми можно всегда: мужчины не похожи на женщин, братья по-разному смотрят на жизнь, даже в пределах одной семьи может случиться серьезный конфликт. Но такой взгляд на мир - это глупость конкретного человека, который подобным образом компенсирует свою либо социальную, либо человеческую нереализованность".
Подробности: http://www.regnum.ru/news/1414520.html#ixzz1RIgpky9R
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM