На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Интернет влияет на человеческую память !?!


Как показывают психологические эксперименты, если люди думают, что смогут вновь обратиться к сообщаемым им фактам, они склонны запомнить, где именно их искать, а не что именно содержит полученная информация. Кроме того, когда участникам экспериментов задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах, пишет журнал Science.

Основной автор работы доктор Бетси Спэрроу из Колумбийского университета утверждает, что интернет стал своеобразной трансактивной памятью. Первоначальная идея трансактивной памяти заключалась в том, что помимо собственной памяти личности существуют своеобразные "внешние хранилища" в других людях.

"Есть люди, являющиеся экспертами в определенных вещах, и мы позволяем им оставаться таковыми, делаем их ответственными за определенную информацию", – сказала в интервью BBC доктор Бетси Спэрроу.

Соавтором Спэрроу является Дэниэл Уэгнер из Гарвардского университета. Именно он первым предложил концепцию трансактивной памяти в своей статье 1985 года "Когнитивная взаимозависимость близких отношений", обнаружив, что при длительных отношениях в парах люди полагаются на память друг с друга.

"Я правда считаю, что интернет стал формой такой трансактивной памяти, и я хотел проверить эту гипотезу", – говорит доктор Спэрроу.

В первой части исследования ученые попытались протестировать, будут ли люди задумываться о компьютерах и интернете, если им задавать сложные вопросы.

Чтобы выяснить это, исследователи использовали технику, которую называют модифицированный тест Струпа. В обычном тесте Струпа измеряется, сколько времени занимает у человека прочитать название цвета, если само слово его обозначающее написано другим другим цветом: например слово "зеленый", написанное синими буквами.

В модифицированной версии, людям предлагались вопросы с вариантами ответов верно или неверно. При этом, как выяснилось, время реагирования на темы, в которых фигурировала возможность обратиться к интернету, значительно увеличивалось, что могло означать, что когда участники не знали ответа, они уже думали о том, что это можно проверить, используя компьютер.

В другой части эксперимента участникам предлагали набор неких фактов. Половине людей предлагали при этом разложить получаемую информацию по "папкам", а другой говорили, что вернуться к сообщению после его получения будет невозможно.

Участники из второй группы, зная, что информация не будет доступна им позже, запомнили значительно больше. Тогда как те, кто размещал полученные факты по папкам, не очень хорошо помнили суть сообщений, однако отлично запоминали, куда именно они помещали данные на конкретную тему.

"Это показывает, что вещи, которые мы находим онлайн, мы стараемся хранить онлайн – на внешнем носителе", – говорит доктор Спэрроу.

По ее словам, свойство запоминать место, где находятся нужная информации, а не ее саму – знак того, что память людей не стала хуже: просто сейчас мы иначе организовываем огромное количество доступной информации.

"Я не думаю, что "гугл" делает нас глупыми, мы просто меняем способ запоминания вещей, – говорит доктор Спэрроу. – Если вы можете найти что-то онлайн, даже когда идете по улице, тогда важным умением становится знать, где именно искать эту информацию".



Использование всевозможных гаджетов оказывает влияние на работу нашего мозга, а если точнее, на процесс запоминания информации. К такому выводу пришли ученые из Колумбийского университета в исследовании «Эффект Гугла».

«Результаты многочисленных экспериментов показали, что человеку сложнее запомнить ту или иную информацию, если он знает, где ее при необходимости можно вновь найти, - рассказала руководитель научной программы психолог Бэтси Спэрроу.

- Однако, это ни в коем случае не значит, что Гугл или другие поисковые системы «оболванивают» современное общество. Напротив, мы все еще можем помнить многие вещи - и даже те, которые сложно отыскать в интернете».

«Современный человек, конечно же, не пустоголовое существо, лишенное воспоминаний, - продолжила психолог. - Однако с течением времени мы все лучше запоминаем лишь то, как нам получать информацию, нежели чем саму информацию.

Люди уже не надеются исключительно на свою память, рассматривая компьютер и интернет в качестве равноценной альтернативы. И это наиболее удивительный результат нашего исследования».

В экспериментах программы «Эффект Гугла» принимали участие десятки человек. Им предлагалось запоминать различную информацию.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что если испытуемый заранее знал, что некие данные сохранены на электронном носителе, он запоминал их хуже того участника, которому было сказано, что информация полностью удалена.

Исследование американских ученых также показало, что при необходимости поиска ответа на сложный вопрос некоторые тестируемые сразу же обращались к компьютеру, даже не пытаясь использовать в качестве альтернативного источника собственную память.

Эта особенность человеческого мышления подтверждалась результатами еще одного эксперимента: большинство участников лучше помнили не абстрактные данные, а одну из пяти папок в компьютере, куда они были помещены.

«Этот тип запоминания называется транзактивная память, - сообщила Спэрроу. - Мы не помним саму информацию, но помним, где ее взять».

Таким образом, по мнению ученых, компьютер и интернет становятся своеобразным «внешним запоминающим устройством» человека.

Хорошо это или плохо, покажет время, но уже сейчас можно признать: наша память адаптируется к современным технологиям.

http://www.rbc.ua/rus/

Картина дня

наверх